Основные направления автозаймов по результатам 2019 года
2019 год, по сравнению с 2020 был относительно просто, однако уже тогда экономику лихорадило, а соответственно рос спрос в деньгах. И когда в банк обращаться уже не имеет смысла, либо нет желания, но люди ищут поддержки через ломбарды и, в том числе, автоломбарды.
Основная масса автозаймов приходилась на суммы до 450 тыс. руб., а популярностью активно пользовались по большей части машины бюджетных корейских Hyundai и Kia, а также отечественной Lada, но периодически на ломбардную стоянку вставали премиальне BMW и Mercedes-Benz. По мнению аналитиков, в случае ухудшения экономической ситуации число займов под залог машин может вырасти.
Более трети (35%) кредитов под залог автомобиля в 2019 году клиенты брали на «неотложные нужды», еще 32% — на ремонт квартиры или дачи, следует из исследования более 8 тыс. займов сервиса CarMoney (работает в 68 регионах). 6% от всех автозалогов и вовсе оформлялись на ремонт машины. Более популярной целью таких займов было развитие бизнеса — на нее пришлось 18% всех залогов. Еще по 3% автовладельцев оставляли свою машину в залог для получения средств на покупки и отдых. И только 2% респондентов указали в качестве причины залога погашение кредитных обязательств. Чаще всего (в 64% случаев) автозаем оформляли на четыре года.
44% автозаймов в 2019 году были на относительно небольшую сумму — до 150 тыс. руб.
В 24% случаев размер займа составлял от 150 тыс. до 250 тыс. руб.,
еще 14% — от 250 тыс. до 350 тыс. руб.
И лишь в 2% случаев размер займа мог достигать 1 млн руб.
Причем если суммы до 450 тыс. руб. в основном используют для «неотложных нужд» или ремонта, то более крупные займы берут в основном под развитие бизнеса.
При этом для получения средств на «неотложные нужды» и ремонт квартиры или дачи клиенты закладывают автомобили корейских марок Hyundai и Kia, а также Lada, Ford, Chevrolet. В то же время в топ-5 залогов на развития бизнеса вошли и более дорогая Toyota, а также премиальные BMW и Mercedes-Benz.
Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала» отмечает, что в основном речь идет о популярных на российском рынке марках.
Сейчас на Lada приходится свыше 20% продаж в РФ (по данным АЕБ, в январе—феврале доля марки — 21,4%), а в парке таких машин еще больше. BMW и Mercedes-Benz, в свою очередь, могут быть более интересны с точки зрения залоговой стоимости, а Toyota — из «условно массовых» — самый премиальный бренд. Если из-за коронавируса ситуация в экономике существенно ухудшится, то в краткосрочной перспективе возможно увеличение привлечения кредитов под залог автомобиля на неотложные нужды, полагает аналитик. Речь идет как о вопросах, связанных с текущими потребительским расходами, так и о привлечении средств для выживания малого бизнеса. При этом с расходами на ремонт люди могут и повременить, считает он.